¬ –остове работает центр поддержки семейного обучени€, где «домашние» школьники общаютс€ друг с другом

«ѕросиживает штаны», «учитьс€ не хочет напрочь», «в школу ходит, а знаний ноль», «надоели скучные уроки» — эти слова, наверное, можно услышать от каждого, у кого есть ребенок-школьник.  то-то переводит ребенка из одной школы в другую в надежде найти «идеальное» образование, а кто-то учит свое чадо самосто€тельно. ћы расскажем несколько историй ростовчан, дл€ чьих детей не звенит звонок на урок.

«ƒочь вернулась в школу за общением, а его там не было»: истори€ јлисы ќсиповой

” ¬алентины ќсиповой дочь јлиса перешла на семейное образование в 2015 году.  ак рассказывает женщина, после зан€тий девочка всегда приходила поникша€ и уставша€.

— јлисе нравилось учитьс€, но ходить в школу она не хотела. я долго изучала особенности семейного обучени€ и в итоге решила учить ребенка дома сама, — рассказывает ¬алентина. — ƒиректор школы, где училась јлиса, с уважением отнеслась к нашему решению, но спрашивала, смогу ли € сама преподавать дочери необходимые предметы, ведь это очень ответственно. ¬ нашей школе мы были уже третьей семьей, котора€ захотела обучать ребенка дома. — бумажками, конечно, пришлось повозитьс€. ƒл€ перехода нужно написать за€вление на им€ директора об отчислении ребЄнка из школы, указать, что вы хотите перевести ребенка на семейное обучение, а школу посещать только дл€ того, чтобы пройти аттестацию. ѕотом в отдел образовани€ тоже уведомление о переходе отнести надо. ¬ общем, побегать из одной инстанции в другую пришлось немало.

¬алентина говорит, что она не против самой школы и учителей. ѕо мнению мамы јлисы, проблема состоит в сложившейс€ системе школьного образовани€.

— ќчень много талантливых педагогов вынуждены увольн€тьс€ из школ, потому что им просто не дают про€вить свою креативность.  уча бумажек, отчетов, отписок — учител€ профессионально выгорают, из-за чего страдают как сами преподаватели, так и дети, — говорит женщина.

ѕрограмму второго класса јлиса проходила дома. », несмотр€ на то, что учитьс€ дома ей нравилось, девочка говорит, что она скучала по школьным друзь€м и учител€м.

— ¬ третьем классе мы снова вернулись в школу, — делитс€ мама јлисы. — я решила, что не буду держать ребенка на семейном обучении, раз ей так хочетс€ обратно в школу. Ќо через две недели дочь стала проситьс€ домой. ѕонимаете, она вернулась в школу за общением, а его там не было. ƒети на переменах играли в мобильные игры, каждый сидел, уткнувшись в свой смартфон. Ѕегать и прыгать в коридорах не разрешали. ¬ общем, тот год стал дл€ нас испытанием. —ейчас мы снова на семейном обучении и ни о чем не жалеем.

»гра — это тоже часть обучени€

¬алентина ќсипова ведет свой ютьюб-канал, где рассказывает о том, как они учатс€ с јлисой дома. Ўкольное образование, по мнению женщины, — это не дл€ всех.

— ≈сть реб€та, которые профессионально занимаютс€ танцами, музыкой, спортом. ћне кажетс€, что родител€м стоит задуматьс€ о том, что гораздо продуктивнее позволить дет€м тратить больше времени на развитие их талантов, чем «просиживать штаны в школе».

«”читьс€ дома нам спокойнее»: истори€ √леба и Ћеды

10-летн€€ Ћеда и еЄ 13-летний брат √леб тоже учатс€ дома. ƒети рассказывают, что дома они чувствуют себ€ расслабленно и спокойно, ведь в любой момент можно прервать зан€ти€ и отдохнуть.

— ¬от бывает, что день у мен€ был т€желый и € не успеваю какое-то задание сделать, — говорит Ћеда. — » € откладываю то, что сейчас не могу выполнить. ј утром встаю и доделываю. »з предметов € больше всего люблю русский €зык, математику и биологию. ≈ще истори€ и географи€ тоже мне нрав€тс€.

Ѕрату Ћеды нрав€тс€ хими€ и биологи€, а в свободное врем€ √леб изучает программирование и ходит на скалолазание.

—  роме учебы, мы с сестрой еще много чем занимаемс€. Ћеда вот на танцы ходит, рукодельничает, шьет что-то посто€нно, рисует, — приобнимает сестру √леб. — ј € разные компьютерные программы осваиваю, спортом увлекаюсь и с друзь€ми, конечно, регул€рно встречаюсь, без этого никак. –аньше мама с папой нас посто€нно контролировали, а сейчас они уже нам довер€ют, знают, что мы всЄ равно сделаем домашку, поэтому лично мне нравитс€ учитьс€ дома.

«а врем€ совместных зан€тий в центре реб€та успевают подружитьс€

 ирилл √ончаров: «я не смог найти общий €зык с учительницей»

¬осьмиклассник  ирилл √ончаров перешел на семейное обучение мес€ц назад из-за конфликта в школе. ѕо мнению родителей мальчика, классна€ руководительница предвз€то относилась к их сыну: несправедливо занижала оценки и недооценивала способности мальчика.

— я не планировал учитьс€ дома, просто в школе не смог найти общий €зык с учительницей, и мне было неинтересно сидеть на уроках, — говорит  ирилл. — –одители хотели перевести мен€ в другую школу, но нам везде отказали — восьмые классы переполнены, так что теперь € занимаюсь дома. ѕо математике мен€ провер€ет папа, он у мен€ программист и математик. ј мама объ€сн€ет литературу, биологию, русский, ну и контролирует как мен€, так и папу, — смеетс€  ирилл √ончаров.

ћама  ирилла ƒиана считает, что химию в школе преподавали очень плохо, и знаний по этому предмету у сына нет никаких. “ак что пришлось нанимать репетитора, чтобы он объ€снил всЄ ребенку с нул€.

— «наете, эти гор€щие глаза после зан€тий, когда мой ребенок сел в машину и начал с восторгом рассказывать, что он пон€л, как составл€ть уравнени€ химических реакций, € не забуду, наверное, никогда, — делитс€ ƒиана. — —емейное обучение дл€ нас было запасным вариантом, а сейчас € понимаю, что этот запасной вариант оказалс€ лучшим решением.

–еб€та изучают географию, разыскива€ клады, спр€танные в разных точках земного шара

ћама и папа вместо учителей

Ўколе не важно, где и как учатс€ «хоумскулеры» (так называют детей на семейном образовании), но и ответственность за то, усвоил ребенок знани€ или нет, она не несет. —амое главное, чтобы он успешно прошел аттестацию, то есть тестирование на знание предмета.  ак правило, аттестаци€ проводитс€ по четверт€м или полугоди€м учител€ми школы, за которой закреплен ребенок. ¬ случае если «хоумскулер» тест не сдаст, родител€м придетс€ отказатьс€ от идеи семейного образовани€ и отдать своЄ чадо в школу.

ѕоддерживают семейную форму обучени€ не все. ѕапа 12-летней ¬ари ѕодчериной ¬€чеслав считает, что школа — это один из важнейших этапов в жизни каждого человека.

— ¬озможно, обучение ребенка дома — это неплохо, но ведь не все родители могут посто€нно находитьс€ р€дом с детьми и заниматьс€ ими, — говорит мужчина. — Ќо даже если бы € не работал, то всЄ равно не стал бы переводить ребенка на семейное образование. я не могу представить, что мо€ дочь, когда вырастет, не вспомнит ни одной веселой и смешной истории, св€занной со школьной жизнью.

ѕочему родители не хот€т отдавать своего ребенка в школу? ѕсихолог ќльга Ѕорздова полагает, что сегодн€шнее школьное образование всЄ еще имеет серьезное советское наследие — дети зубр€т бесконечные параграфы в учебниках, но не знают, как проводить опыты по химии, физике, биологии, заучивают пересказы на иностранном €зыке, но при живом общении не могут элементарно св€зать и двух слов.

–уководитель центра поддержки семейного обучени€ «—вирель» »рина  озинченко полагает, что не все дети осваивают школьную программу с одинаковым темпом.  то-то готов изучать быстрее и глубже, а кому-то нужно больше времени, чтобы пон€ть то, о чем говор€т в классе.

— ≈сть детки, которые просто неуютно себ€ чувствуют в большом коллективе, они отвлекаютс€ или стесн€ютс€. ≈сли у ребенка возникают такие проблемы, то родители могут помочь ему, а не ругать за очередные плохие оценки и дисциплину в школе, — сообщает »рина. — —ейчас многих пугает то, что, наход€сь на семейном обучении, ребенок не социализируетс€ и не получает опыта взаимодействи€ со сверстниками. Ќо это не так, ведь родители «хоумскулеров» посто€нно организовывают встречи, экскурсии и дискуссионные клубы дл€ своих детей.

¬ центре поддержки реб€та много мастер€т своими руками

ћнение специалиста

— ¬ыбор подразумевает под собой и ответственность, — говорит психолог ќльга Ѕорздова. — Ќапример, ребенку, который училс€ в свободной и творческой домашней атмосфере, потом будет сложно в университете или на работе, ведь ему придетс€ придерживатьс€ четкого графика и фиксированного рабочего времени.

ѕо мнению психолога, дети на семейном обучении всЄ равно недостаточно социализированы. Ќикакое посещение семейных центров и экскурсий не заменит школьной обстановки.

— ¬ каждом коллективе существуют свои негласные ценности и правила, которым бессознательно следуют как дети, так и взрослые. Ќа мой взгл€д, «хоумскулеры» менее стрессоустойчивы и могут испытывать сложности в формировании самооценки, потому что ребенку важно сравнивать себ€ с другими детьми, чтобы адекватно оценивать свои навыки, — сообщает психолог.

ƒиректор «Ўколы №5» јнатолий Ѕожко считает, что это замечательно, когда законодательство предоставл€ет альтернативные варианты получени€ образовани€. Ќо, как показывает практика, даже программа начальной школы вызывает у родителей много вопросов, и они порой не знают, как объ€снить ребЄнку сложные темы.

— ¬неурочна€ де€тельность, дополнительное образование, различные меропри€ти€, которые провод€тс€ в школе, — всЄ это направлено на всестороннее развитие личности ребенка, — комментирует педагог. — Ќе всегда родители, перевод€щие своих детей на семейное обучение, имеют возможность грамотно и эффективно заменить школьную среду.

¬озможность семейного обучени€ (не надо путать его с домашним, когда ребенок вынужден получать образование вне школы из-за инвалидности или т€желой болезни) была заложена в российское законодательство еще в 1992 году. ¬ статью 10 закона «ќб образовании». ƒо 2005 года по закону федеральный бюджет оказывал финансовую поддержку родител€м «хоумскулеров». —ейчас государство переложило ответственность за финансовую помощь с федерального на региональный бюджет: каждый регион самосто€тельно решает, платить родител€м компенсацию за самосто€тельное обучение или нет.

¬ центре дл€ детей установлены почтовые €щики, куда они опускают письма, которые пишут друг другу

¬ –остовской области, по сообщению ћинистерства общего и профессионального образовани€, материальна€ поддержка дл€ родителей детей, наход€щихс€ на семейном обучении, не предусмотрена.

— ƒенежное пособие в нашем регионе не выплачиваетс€, но дети на семейном обучении имеют право бесплатно посещать школьные кружки, спортивные секции, участвовать в конкурсах и олимпиадах и пользоватьс€ школьными учебниками и пособи€ми. ќни также могут получать бесплатную педагогическую, психологическую и медицинскую помощь, — сообщили в ћинобре –остовской области.