RU161
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

754мм 43%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Стиль и красота интервью «Нас слили». Создатели Донской недели моды — о новых брендах и невыполненных обещаниях Голубева

«Нас слили». Создатели Донской недели моды — о новых брендах и невыполненных обещаниях Голубева

Западные санкции расчистили часть рынка для российских дизайнеров

Энтузиазм организаторов Донской недели моды чиновники, похоже, пока не разделяют

Модная индустрия на Дону развивается созвучно разговорам об импортозамещении, но совершенно без поддержки государства — дальше обещаний чиновники не заходят. Владимир Дудников и Виктория Луговская, которые много лет проводят неделю моды в Ростове-на-Дону, в интервью Марине Гаричян рассказали, с какими вызовами индустрия столкнулась на фоне СВО и как власти не держат слово.

Директор Ассоциации «DonFashion», организатор Донской недели моды Виктория Луговская и руководитель проекта Don Fashion Week, главный редактор журнала «МодаИдет» Владимир Дудников 30 августа выступили на круглом столе «Эксперт Юг» об актуальных вопросах развития модной индустрии Дона. В ходе своих выступлений они раскритиковали губернатора и Министерство экономического развития региона за игнорирование проблем и невыполненные обещания. Приглашенный спикер от департамента экономики Ростова-на-Дону на публичную дискуссию не пришел.

— Вы сказали, что губернатор не слышит ваши просьбы. С чем вы обращались к властям и какие проблемы наиболее остры для модной индустрии региона?

Владимир. Дело в том, что в 2022 году после начала специальной военной операции, когда небо у нас закрыли полностью, возникли серьезные сложности именно с посещением нашего города представителями модной индустрии из других регионов. Самолеты не летают, на поездах добираться очень сложно, особенно с большими коллекциями. И ряд других вопросов тоже возник. И мы решили обратиться за поддержкой к нашему губернатору. Тем более что примерно в это же время президент Владимир Путин заявил, что модную индустрию нужно развивать в России, что пришло время все-таки вспомнить о ней.

На фоне всех этих событий мы надеялись, что действительно получим какую-то поддержку. Мы-то, на самом деле, про модную индустрию никогда не забывали. И с 2014 года пытались возродить в России, на юге в частности.

Я записался на прием к губернатору. Мы с ним общались по видеосвязи. Собственно говоря, он подтвердил необходимость поддержки модной индустрии, сказал, что ее нужно развивать. И, конечно же, что правительство должно помогать в этом деле. Во время приема он поставил задачу господину Папушенко (министру экономического развития. — Прим. ред.), чтобы он изыскал возможности. Это было в апреле [2022 года], а в мае у нас проходил очередной сезон Don Fashion Week. Максим Папушенко сказал, что, к сожалению, к этому сезону уже нет возможности, «физически не успеют найти средства», что это не такой простой вопрос, по бюджетным тратам нужны согласования и соответствующие указы.

Мы надеялись, что за счет поддержки правительства наши ростовские дизайнеры смогли бы принимать участие в показах моды. Это была бы серьезная и важная помощь дизайнерам выйти на более высокий уровень. Нужно понимать, что создание коллекций и участие в показах — достаточно затратные вещи. Задача министерству была поставлена, обещание губернатором было дано, но, к сожалению, до сих пор оно не выполнено. Мы продолжаем самостоятельно всё это дело развивать.

— Для понимания: какая сумма нужна дизайнеру, чтобы отшить коллекцию и представить ее на Донской неделе моды?

Владимир. Скажем так, от 150 до 200 тысяч рублей в зависимости от коллекции. Важно, какие ткани используются, какая фурнитура и так далее. Минимум в районе 150 тысяч, если повезет. И это внушительная сумма для начинающего дизайнера.

Виктория. Насколько можем, стараемся поддерживать молодых дизайнеров. Из своего кармана оплачиваем вступительные взносы за талантливых дизайнеров, чтобы они смогли показать свои работы. В Донской неделе моды участвуют выпускники Южного федерального университета по направлению дизайна, выпускники ДГТУ, в этом сезоне были третьекурсники Ростовского техникума сервиса. Мы находим деньги сами, стараемся давать возможности талантам проявиться.

— Сейчас спонсоров хватает? Какая ситуация с финансированием мероприятия?

Владимир. В прошлом году, когда мы обращались к правительству, казалось, что действительно больше не сможем справляться сами. Но еще есть порох в пороховницах, есть люди заинтересованные, искренние. Это энтузиасты, которым действительно нравится мода. И все мы хотим, чтобы у нас на Дону мода развивалась, чтобы было искусство и красота. Но, конечно, мы рассчитываем и надеемся, что нас услышат. И все-таки выполнят те обещания, которые были уже даны.

«Такого уровня чиновнику, как губернатор, я считаю, публичные обещания нужно выполнять»

Виктория. В нашем регионе есть вузы, которые выпускают нужных индустрии специалистов, в том числе швей. Нужно популяризировать профессии дизайнера, технолога, швеи. Площадка Don Fashion Week как раз призвана повысить их имидж.

Каждый сезон Недели моды — большие риски для нас. От доступного бюджета будет зависеть, каким получится сделать мероприятие: какой будет подиум, свет, экраны. Мы очень хотим в этом сезоне другой подиум, но он, естественно, достаточно дорого стоит. Владимир общался неоднократно с Папушенко, и потом нас так некрасиво, извините, слили.

Владимир. Знаете, самое интересное: после того, как я понял, что нам не помогут в прошлом году осенью, я написал обращение в приемную президента. К сожалению, система работает таким образом, что мое обращение вернулось в Ростов для рассмотрения. И нам в виде ответа прислали перечень льготных кредитов, которые предоставляются малому и среднему бизнесу. Какое-то издевательство. Ну какой может быть кредит в проекте Don Fashion Week? Это ведь мероприятие. Если бы у нас было, скажем, производство, мы могли бы на кредитные деньги закупить оборудование, сырье, товар, что-то произвести, продать и потом выплачивать кредит из прибыли. Это классическая экономическая схема. Что касается мероприятия, то с чего нам потом отдавать кредит?

Don Fashion Week — социальный проект с командой больше 150 человек. Это энтузиасты, которые работают практически бесплатно. При этом бюджет одной Недели моды — около 3 миллионов рублей. В каждый из трех дней свыше 300 моделей принимают участие. Их нужно накрасить, уложить волосы, в зале поставить свет, сделать подиум, пригласить фотографов… Это огромные деньги.

— Если говорить о поддержке молодых дизайнеров, то должна быть все-таки комплексная работа. Им же надо не только произвести и показать свои коллекции, но и где-то продавать. Из ростовских ТЦ я вспоминаю только один, где более-менее широко представлены отечественные бренды — «Телеграф». Как оцениваете взаимодействие с локальными дизайнерами со стороны торговых площадок?

Владимир. В этом направлении мы тоже думали. Хорошо бы, чтоб не только «Телеграф» поддерживал. В «Горизонте» есть небольшой шоурум «Вереск» с изделиями российских дизайнеров. Очень важно использовать сложившуюся политическую ситуацию в свою пользу, заполнить вакуум, который возник в модной индустрии после ухода западных брендов. Как говорится, свято место пусто не бывает.

В «Телеграфе» корнеры отечественных брендов занимают два этажа

В прошлом году, когда я встретился с Папушенко, предложил ему идею создания Донского дома моды. Это был бы уникальный дом моды, потому что существующие в мире — монобрендовые, например Chanel и Dior. Я предлагал создать что-то вроде коворкинга, но в глобальном смысле слова: мультибрендовый дом моды, в котором была бы дизайнерская лаборатория. XXI век на дворе, существуют софты, которые позволяют ускорить процесс создания коллекций и перевод в конструкторское решение, чтобы потом отшивать. Молодые дизайнеры не в состоянии купить программное обеспечение за 80 тысяч рублей. А в лаборатории можно было бы за небольшие деньги прийти и сделать основу для коллекции.

Там же должен быть швейный цех для небольших партий. Более крупные производства, которые занимаются подрядной работой, берут заказы не менее 50 единиц в одном размере. Не все могут это себе позволить. Еще открыть зал для показов, чтобы можно было презентовать коллекции, и сделать точки продаж.

«Донской дом моды, я уверен, стал бы знаковым местом»

То, что я услышал [от министра], меня шокировало. Он сказал, что, конечно, мы можем подать заявку, но обычно все тендеры, которые объявляются правительством, выигрывает либо Региональное агентство поддержки предпринимательства, либо Агентство по туризму. Понимаете, я мог бы подать заявку, но наш проект осуществляли бы другие организации. Меня это убило. Я понял, что разговаривать с этим человеком больше не о чем.

— Какая сумма нужна для запуска своего бренда молодому дизайнеру?

Владимир. С любой суммой можно запускаться. Вопрос в том, как долго этот процесс будет длиться. Если дизайнер располагает суммой порядка 1,5 миллиона рублей, то есть все шансы, что это будет недолго. На старте через соцсети можно за небольшие деньги потихоньку нарабатывать клиентскую базу. Через год-два зайти на точку в торговом центре. Или на маркетплейсах, но там свои тонкости.

— Когда закрылись привычные брендовые магазины в торговых центрах, часть аудитории критично отнеслась к внезапной активности россиян — мол, где вы были раньше и что у вас там с качеством. Работая с нашими дизайнерами, как вы можете охарактеризовать качество одежды их марок?

Владимир. Есть российские производства с очень хорошим качеством. В то же время можно найти и те, что хуже самых дешевых китайских. На рынке есть разные примеры. Но до сих пор существует миф, что у нас вообще всё плохо. Чтобы его развеять, нужна насмотренность, важно изучать модную индустрию и изделия, придуманные и произведенные в России.

У нас идея создать маркеты на Неделях моды, чтобы дизайнеры выставляли свою одежду. Гости смогли бы пощупать, примерить и купить. Одно дело, когда люди видят модель на подиуме, и совсем другое, когда есть возможность детально оценить качество.

Виктория. Я часто задаю вопрос гостям разных мероприятий, кто во что одет. Мне приятно, что с каждым разом всё больше и больше тех, кто выбирает российских дизайнеров.

«Лично я собираю тотал-луки из отечественных брендов. Принципиально — от аксессуарки до одежды. Единственное, по обуви всё никак»

Владимир. Многие дизайнеры как покупали ткани в Турции, так и покупают. Есть город Бурса, где сосредоточены все производители тканей. Я знаю, что также сейчас Казахстан открыт, и туда ездят за тканями. В Ростове достаточно оптовых складов и компаний, с которыми мы тоже сотрудничаем. Они продают в том числе китайские ткани. Модная индустрия является стимулом для развития легкой промышленности. Там тоже нужна поддержка: наши производства тканей в очень печальном состоянии находятся, их мало. Наверное, чтобы их поднять, нужны еще какие-то санкции Запада.

— Вы замечаете какую-то общую идею в коллекциях ростовских дизайнеров? Что вас особенно цепляет? Как за годы существования Донской недели моды меняется подход к созданию одежды?

Виктория. Дизайнеры начинают уже при разработке коллекций задумываться о зрителях, которые будут на них смотреть. Им важно сохранять и преподносить ДНК бренда, они изначально думают, как вещи будут выглядеть на подиуме, кто в них будет дефилировать. Заметно, что и зрители воспитываются на подобных мероприятиях. У них нарабатывается насмотренность. Они чаще выбирают российских дизайнеров.

Виктория Луговская

Если говорить о трендах, то прошлый сезон был насыщен подчеркнуто женственными нарядами. Но это, кстати, неудивительно. Если обратиться к истории моды, то мы увидим, что когда происходили военные события, девушки начинали одеваться очень женственно.

— Какие дополнительные, полезные для региона функции вы видите у своего проекта?

Виктория. Он делает Ростов-на-Дону и область туристически интересными. Этот аспект я очень хотела бы отметить. Каждый сезон к нам приезжают из ближайших городов. Раньше, до пандемии, Европа приезжала и дальние города России. И наши гости в Ростове отдыхают весь уик-энд. За три дня они знакомятся с местными ресторанами, у нас есть координаторы, которые помогают с трансфером и заселением. Договариваемся с отелями на скидки для гостей города. Представляете, если бы у нас была еще и поддержка от властей, мы сделали бы еще масштабнее и круче.

UPD. Министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко ответил на претензии об отсутствии поддержки властей и игнорировании проблем модной индустрии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем