„асто у внешне благополучных детей в душе кипит бур€

¬ –остовской области подросток из благополучной семье покончил с собой. “рагеди€ произошла накануне в јксайском районе. “ело дев€тиклассника нашли с сарае. ѕо словам источника в правоохранительных органах региона, школьник был единственным и очень любимым сыном в семье. –одители, учител€ и одноклассники в один голос говор€т, что никто даже представить не мог, что юноша совершит такой отча€нный поступок


Ќаши коллеги с портала E1.RU поговорили с детским психологом јнастасией »льиной о том, почему подростки трав€т одноклассников, дерутс€ с учител€ми и вступают в группы смерти и как родител€м пон€ть, что творитс€ на душе у ребенка.

—  ак родителю определить, что у его ребЄнка есть проблемы, если он об этом не говорит?

— “ут стоит начать издалека. ¬ возрасте 6–7 лет уровень довери€ между ребЄнком и взрослым должен быть высоким.  огда ребЄнок идет в школу, зачастую всЄ его общение с родител€ми сводитс€ к вопросам учЄбы: « ак дела?», « ак уроки?», « акие отметки?» ј на самом деле эта тема дл€ ребЄнка не сама€ интересна€ и не сама€ проста€. ¬ этот момент в очень многих семь€х отношени€ с ребЄнком станов€тс€ напр€жЄнными. » к подростковому возрасту мы получаем такую картину, когда близких доверительных отношений у ребЄнка с родител€ми давно нет… » это случаетс€ даже в благополучных, обеспеченных семь€х.

ƒетский психолог јнастаси€ »льина замечает, что агресси€ у детей по€вл€етс€ с возрастом

— ≈сли контакт уже потер€н, но родители всЄ-таки волнуютс€, как им пон€ть, что с их подростком что-то не так?

— ќчень тревожный сигнал, если в подростковом возрасте у ребЄнка нет друзей. ƒаже если у родителей нет контакта, и если подросток замкнулс€, но вы знаете его друзей, что он общаетс€, значит, всЄ не так плохо. “ут нужно иметь в виду, что в современном обществе подростки перешли на общение в —ети и «офлайн» могут выходить редко. ¬ —ети подростки наход€т убежище. “ам их не критикуют, не оценивают, там они могут быть собой и свободно общатьс€, они могут не беспокоитьс€ о том, как выгл€д€т.

¬торой момент. ” ребЄнка очень избирательное отношение к питанию, сбилс€ режим. Ќапример, ребЄнок перестал есть, днЄм посто€нно хочет спать, а ночью не спит.

“ретий момент. Ёто полное отсутствие хобби и увлечений. ¬ообще, дл€ подростка нормально бросать то, чем он занималс€ в детстве, происходит переоценка ценностей, он берЄт паузу, ищет, что ему интересно. Ќо когда увлечений нет совсем — это тревожный знак.

„етвЄртый момент. —амопорезы и ушибы. Ёто €рко не бросаетс€ в глаза, родители, как правило, этого не замечают: ребЄнок намеренно калечит себ€, ушибаетс€, царапает или режет себе руки. ќн хочет почувствовать физическую боль.

— ≈сли все эти моменты сложно разгл€деть, как вы оцениваете, может ли родитель, который беспокоитс€ за ребЄнка, читать его письма, дневник, сообщени€ в телефоне?

— “очного ответа у мен€ на этот вопрос нет. ¬ообще открывать страничку ребЄнка, читать личную переписку — это нарушение его границ. — другой стороны, осуждать родителей за то, что они так делают, € не могу. ќднозначно могу сказать — очень плохо, когда родитель узнает какую-то информацию и начинает еЄ немудро использовать. ≈сли уж вы узнали что-то, отстранитесь от ситуации и проанализируйте, а что же происходит с ребЄнком? ћудрый родитель не будет травить, унижать ребЄнка, использу€ информацию, которую он нашЄл в личной переписке. ѕрежде чем предпринимать какие-то шаги, подумайте, а приведЄт ли это к тому результату, что вы хотите? √ораздо лучше создать свою страничку в соцсет€х и начать дружить там со своим ребЄнком, тогда вы будете держать руку на пульсе, не наруша€ личных границ.

— ќчень часто в ссоре дети угрожают родител€м суицидом. —ейчас у всех на слуху множество печальных случаев, когда подростки кончали жизнь самоубийством, последн€€ ситуаци€ в ѕскове, например.  ак вы считаете, как должен действовать родитель, когда слышит такие угрозы?

— ¬о-первых, когда дети такое за€вл€ют, они на самом деле не осознают, что они говор€т. Ёти вещи сейчас на слуху, но тот, кто об этом часто говорит, скорее всего, этого не сделает. Ќо родител€м нужно серьЄзно задуматьс€, если ваш ребЄнок об этом кричит, в ваших отношени€х что-то поломалось, ребЄнок уже не знает, как привлечь ваше внимание. Ќа деле он говорит, что ему больно, плохо. ≈сли самосто€тельно разрешить ситуацию не получаетс€, стоит, наверно, обратитьс€ к психологу. ¬едь детский психолог — это такой проводник между миром взрослых и миром детей, который «играет» на стороне ребЄнка. ѕорой даже посторонний, внимательный взрослый может помочь ребЄнку, который оказалс€ в сложной эмоциональной ситуации, дл€ этого нужно просто немного внимани€, тепла и не оценивать, не осуждать, не критиковать ребЄнка и его поступки.

—  ак вы считаете, почему сейчас в социальных сет€х так попул€рны группы смерти?

— ¬ообще тема жизни и смерти очень актуальна€ дл€ подростков, и не нужно думать, что это кака€-то нова€ черта. “ак было всегда.  огда человек взрослеет, он начинает дл€ себ€ решать вопросы: «ƒл€ чего €?», ««ачем €?», «„то, если мен€ не будет?» ѕросто в силу того, что в этом возрасте подросток начинает рефлексировать, осознавать свои эмоции, переосмысливать, переоценивать, что дл€ него важно, а что нет. —мерть — это очень подросткова€ тема, ощущение — зачем нужен весь этот мир? » задача этого возраста — в первую очередь определить и найти свои ценности, не то, что дали родители или другие взрослые, а свои собственные. Ќо, вообще, когда родитель видит, что его ребЄнок состоит в такой группе, ему в первую очередь стоит задуматьс€, а что он получает там, чего не можете дать ему вы? ѕонимание? ѕрин€тие?

— ѕрин€тие — это, конечно, прекрасно, но иногда подростки ведут себ€ так, что просто руки опускаютс€. Ќапример, все обсуждали видео, как учитель подралс€ с учеником. » таких видео в интернете сейчас не одно и не два.  ак вы оцениваете такое поведение?

— ≈сли говорить о насилии в школе, то стоит задатьс€ вопросом, почему это возникает? «ачастую школа создаЄт ситуацию, насилие встречает ребЄнка с первого класса, когда старший всегда прав. –ебЄнку говор€т: «“ы никто и не можешь высказывать своЄ мнение». — раннего возраста в школе ребЄнок чувствует себ€ незащищЄнным. Ћюбой проход€щий учитель может, не задумыва€сь, обругать, накричать, даже применить физическую силу к первокласснику, который просто прыгает, бегает, шумит (ведЄт себ€ соответственно возрасту). я как-то раз пришла в школу, и пока мы шли с завучем по коридору, эта женщина обругала, накричала на трЄх-четырЄх человек, просто проход€. я готова была провалитьс€ сквозь землю. ј потом мы удивл€емс€, что подростки, когда они выросли в этой системе посто€нного унижени€, начинают вести себ€ так же по отношению к взрослым. ѕодросток начинает занимать позицию взрослого и занимает еЄ так, как привык, как его приучили.

ѕоэтому родител€м в первую очередь стоит задуматьс€, что они хот€т увидеть к подростковому возрасту. ¬ любом случае подростковый возраст — это период бунтарства, но от взрослых зависит, насколько сильно это будет про€влено и насколько сильно подросток уйдЄт в ситуацию не нормы.

— ≈щЄ один очень непри€тный «школьный» вопрос — это ситуаци€ травли.  ак действовать взрослым в этой ситуации, как пон€ть, что ребЄнка трав€т, как ему помочь?

— —итуации травли в школе достаточно часты. ѕри этом нехорошие последстви€ получают обе стороны. “от ребЄнок, которого трав€т, получает серьЄзную психологическую травму.  ак правило, такие дети с трудом учатс€, они выдают сильные психосоматические реакции: температура, головна€ боль, колики. ќрганизм делает всЄ, чтобы не ходить в школу. ƒл€ тех детей, кто травит, утверждаетс€ така€ лини€ поведени€, что можно повышать свой статус за счЄт другого, более слабого, что тоже не норма.

ѕервое, что должны сделать взрослые в такой ситуации, — вмешатьс€ и не пускать всЄ на самотЄк. ќб€зательно поговорить с детьми, если эта ситуаци€ произошла, нужно дать дет€м возможность решить этот конфликт всем вместе, перестроитьс€. —обрать класс, никого не обвин€€, поговорить об этом. –азработать кодекс классной чести, как мы себ€ ведЄм в классе. Ёто очень полезно и здорово, и сами дети с удовольствием принимают участие в таких обсуждени€х.

—уществуют тренинговые зан€ти€, как поступить в сложной ситуации, и драка — это только один из способов. ƒаже уже младшие классы физически и интеллектуально способны контролировать себ€ и решать конфликты словами. ¬сЄ зависит в первую очередь от педагога, если педагог ставит себе целью создать добрые отношени€ в классе и на это идет работа, дети это прекрасно принимают, и чем младше дети, тем проще это привить. Ёти семена дружбы должны быть посе€ны взрослыми.

≈сли в начальной школе этого не было сделано, а наоборот были нормой обзывательства, подначки, оскорблени€, то в п€том классе это всЄ обостритс€ и грозит перерасти в насто€щую травлю. ¬ообще п€тый-шестой класс — это начало подросткового возраста, очень сложное врем€, когда сильные эмоции просто зашкаливают, а навыков саморегул€ции практически ещЄ нет.

— ј если ребЄнку просто неинтересно в школе, как быть родител€м?

— я всегда за то, чтобы разобратьс€, почему ему неинтересно. ћожет быть, действительно, у ребЄнка высокий уровень способностей, и та программа, котора€ даЄтс€, она неактуальна и неинтересна, и нужно подобрать более сложную программу, помен€ть школу. ≈сли скучно, неинтересно, просто вот понизилс€ интерес к учЄбе — это тоже очень подросткова€ тема, потому что вс€ энерги€ в этом возрасте тратитс€ на общение и переживани€ о том, как он выгл€дит в глазах других. ѕриоритетным становитс€ построение отношений в группе. –ебЄнку это очень важно и нужно.

— ¬ такой ситуации насколько оправдано лишать ребЄнка выхода в интернет, гаджетов и соцсетей за плохую учЄбу?

— “ак огульно использовать этот способ € бы не рекомендовала, особенно если у ребЄнка общение в соцсет€х €вл€етс€ основной формой контакта со сверстниками, это у ребЄнка единственна€ возможность коммуникации, личностного роста. ћы забираем у него эту возможность в надежде на то, что он будет учитьс€, как вы думаете, это сработает?

ќдин из методов профилактики серьЄзных проблем — чтобы у ребЄнка было важное и интересное дело, говорит јнастаси€ »льина

—  ак и родител€м «пережить» подростковый возраст?

— ќдин из методов профилактики серьЄзных проблем — нужно, чтобы у ребЄнка было важное и интересное дело, даже не об€зательно он должен быть загружен секци€ми, но у него должно быть хобби. √руппа, где взрослый на стороне подростка, и они занимаютс€ общей интересной де€тельностью. Ёто может быть театральна€ студи€, творческие, тренинговые зан€ти€. ќчень полезен спорт, но нужно смотреть в первую очередь на личность тренера.

«наете, как поступают мудрые родители? ќни ещЄ до подросткового возраста ребЄнка выбирают, кто станет авторитетом дл€ него, когда у него начнЄтс€ подростковый возраст. — кем из взрослых ребЄнок сможет посоветоватьс€, прийти к нему со своими проблемами.

— „то такого с подростком делает психолог, чего не сможет сделать родитель?

— –одители должны пон€ть самое главное — подростку важно сепарироватьс€, отделитьс€ от своей семьи, прежде всего от родителей. ¬ любой, даже самой понимающей семье ребЄнок должен отделитьс€, это его возрастна€ задача. ј как можно отделитьс€, ни разу не поконфликтовав, ни разу не хлопнув дверью. ¬ такой ситуации ребЄнку очень важен нормальный адекватный не родитель, но взрослый человек, который не будет критиковать и оценивать. ѕройдЄт немного времени, и, если контакт с мамой и папой не потер€н, ребЄнок сам придЄт к родител€м.

¬ообще, подростковый возраст — это такое врем€, когда про€вл€етс€ самосознание, сво€ позици€, способность к рефлексии. ѕодрастающий человек может переосмыслить свой опыт, который получил в детстве, пусть этот опыт был даже не очень позитивный, он может прин€ть решение, можно выбрать свой путь, не быть жертвой обсто€тельств, быть автором своей жизни. ѕо сути это рождение личности взрослого человека, и с этой точки зрени€ это очень классный возраст!

— “ак что получаетс€, каждому ребЄнку нужен психолог?

—  онечно, нет, но каждому ребЄнку совершенно точно нужен друг.