RU161
Погода

Сейчас+25°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+25°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +21

0 м/c,

752мм 41%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Дончане будут искать экстремизм в гимне Кубани

Дончане будут искать экстремизм в гимне Кубани

Скандал вокруг гимна Краснодарского края, в котором дагестанские политики обнаружили признаки экстремизма, затронул и ростовчан. Специалисты Ассоциации экспертов-лингвистов юга России (АЭЛ), работающей в Ростове, получили просьбу дать оценку строкам стихотворения, написанного век назад – в 1914 году. Первые выводы ростовских лингвистов оказались неутешительными. Тем временем на защиту кубанского гимна становятся донские казаки, требуя оставить историю в покое.

Принято считать, что скандал вокруг гимна Кубани разжег инцидент на матче «Кубань»–«Анжи». По крайней мере, громкое заявление с требованием проверить гимн на «разжигание» последовало после того, как СМИ России и мира обошел кадр с пылающим флагом Дагестана. Однако это не совсем так.

По тексту гимна Краснодарского края еще год назад «прошелся» в своем интернет-дневнике председатель Общественного крыла Совета муфтиев России Абдул-Вахед Ниязов. Он процитировал скандальное четверостишие и признался: узнав о существовании такого гимна, да еще и в регионе традиционного проживания мусульман, был просто в шоке.

«Все мы прекрасно знаем, что термином «басурманин» называли мусульман в дореволюционной России. Я допускаю, что этот гимн краснодарских казаков мог иметь определенный успех и даже значение в периоды русско-турецких войн (кстати, слова песни «Ты, Кубань, ты наша Родина», которая легла в основу гимна, написаны в 1914 году на русско-турецком фронте) или раньше. Но считать сегодня официальным гимном слова, призывающие к насилию в отношении представителей другой веры, живущих совсем рядом, – это, мягко говоря, неправильно и губительно. Мы упрекаем Ткачева за его нередкие популистские высказывания в сторону кавказцев, а тут аж целый призыв идти на врага-мусульманина», – развил мысль Абдул-Вахед Ниязов.

Год назад возмущение исламского эксперта по поводу «басурманина» общероссийского уровня не достигло. Однако 31 октября на сессии Народного собрания Дагестана строки процитировал спикер парламента республики Хизри Шихсаидов, и кубанский гимн стал информационной бомбой.

Гимн Кубани – ставшая народной песня «Ты, Кубань, ты наша Родина». Слова написал полковой священник Константин Образцов. Песня, появившаяся в 1914 году, была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память о боевой славе в годы Первой мировой войны. Спустя несколько лет песню пели уже все кубанские армейские подразделения. В годы Второй мировой композиция также поднимала боевой дух кубанских казаков. Гимном Краснодарского края песня стала спустя 81 год после написания, в марте 1995 года. Кроме того, композиция является официальным гимном Кубанского казачьего войска.

«Преступник не имеет ни национальности, ни вероисповедания. Делая на этом акцент, мы возбуждаем рознь между народами. Примером такого недопустимого поведения является и гимн Краснодарского края, где содержатся строки: «А теперь здесь, вспоминаючи, как о матери родной, на врага, на басурманина, мы идем на смертный бой». Зачем одних верующих настраивать против других?» – заявил парламентарий.

«Если есть такая строка в гимне Краснодарского края, о которой говорит Хизри Исаевич, значит, надо обратиться в конституционный суд», – прозвучало в ответ от главы Дагестана Рамазана Абдулатипова.

На днях гимн Кубани получил предварительную оценку независимых лингвистов. Примечательно, что экспертами выступили ростовчане, а инициировали разговор о тексте краснодарцы. Правда, выводы Ассоциации экспертов-лингвистов юга России, работающей в Ростове-на-Дону, оказались для соседей неутешительными. Основания для обращения суд в тексте имеются, заявил эксперт.

«Басурманин – это иноземец в нашем понимании. Религиозная часть значения уже не очень воспринимается, но в принципе это представитель другой национальности. Я считаю, что президент Дагестана отчасти прав в своих претензиях. Но с другой стороны, Дагестан ведь тоже часть Российской Федерации. Конечно, в гимне лучше избегать подобных слов», – пояснил руководитель АЭЛ юга России Вадим Меликян.

Любопытно, что год назад донские лингвисты также помогали краснодарцам в оценке текста, и тогда жесткой критики удостоилось выступление губернатора Краснодарского края на расширенном заседании коллегии ГУ МВД Кубани. Речь главы региона «унижает честь и умаляет достоинство кавказцев, способствует возникновению чувства протеста и встречной вражды», резюмировали эксперты.

Однако окончательную оценку словам, будь то речь или гимн, должен давать суд, подчеркивают в Ассоциации. А дагестанские политики, судя по последним данным, запускать эту машину не спешат. По информации агентства «Кавказский узел», ни один из властных органов республики, будь то правовое управление правительства Дагестана, комитет Народного собрания Дагестана по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений, постоянные представительства республики в Москве и на Кубани, распоряжений и запросов по поводу кубанского гимна не получал.

28 октября в Краснодаре на матче «Анжи» и «Кубани» несколько человек на трибуне стадиона развернули флаг Республики Дагестан и подожгли его. Губернатор Кубани Александр Ткачев назвал это «мерзким поступком» и «наглой провокацией». ФК «Кубань» оштрафовали за поведение болельщиков на 500 тысяч рублей. На краснодарцев 19 и 16 лет составили административные протоколы. Как заявили в полиции, позже парни по собственной инициативе встретились с официальным представителем Республики Дагестан в Краснодарском крае и извинились за свои действия.

Кубанские политики надеются, что до суда конфликт не дойдет. Не видят смысла в проверке на экстремизм гимна – «военной песни столетней давности» – и в информационно-аналитическом центр «Сова», который специализируется на изучении проявлений ксенофобии и нетерпимости. Хотя эксперты центра все же порекомендовали властям Краснодарского края пересмотреть отношение к символу региона.

«Избрание военной песни в качестве гимна края не представляется нам целесообразным. Понятно, что власти Краснодарского края стремятся тем самым подчеркнуть преемственность между казачеством и нынешней Кубанью. Но на кого должен быть обращен боевой дух многонационального и отнюдь не моноконфессионального населения края в наши дни, когда Турция больше не является перманентным врагом России, да и Гражданская война давно завершилась, оставив по себе печальные воспоминания? Возможно, краевым властям стоило остановить выбор на другом, более нейтральном тексте», – говорится в официальном сообщении центра.

Представители донского казачества в свою очередь требуют оставить текст гимна Краснодарского края и кубанского казачьего войска в покое.

«Из истории казачества слов не выкинешь, такое отношение к истории ни к чему хорошему не приведет. Что дальше – Азовское казачье сидение отменять и название его забывать, потому что у нас турки-месхетинцы живут? При этом почему-то в Чечне ставят памятники женщинам, которые резали русских солдат, и это абсолютно спокойно воспринимается. Поэтому мое мнение: гимн был, есть и будет», – заявил 161.ru атаман Зимовниковского юрта Всевеликого войска Донского Павел Сериков.

В ответ на вопрос, как поступить, если дело все же дойдет до суда и решение будет не в пользу «басурманина», эксперт употребил недопустимый в печати синоним слова «игнорировать».

Фото: Фото с сайта Sudexpa.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем