RU161
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +18

3 м/c,

сев.

758мм 56%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Город История Ростова-на-Дону обзор Семь причин, по которым архитектура Ростова ценна для всей России

Семь причин, по которым архитектура Ростова ценна для всей России

161.RU отправился изучать исторический центр города

Многие ростовчане не подозревают, что бок о бок живут с уникальными зданиями

В нашей стране распространено отношение к старым зданиям как к обузе, которая досталась городам. Ценности в такой застройке не видят ни власти, ни население. Одни дома пребывают заброшенными и постоянно горят. Другие без должного ухода становятся аварийными и опасными для проживания. А в той же Казани или Самаре старый фонд сносят целыми кварталами и районами.

При этом в России все больше людей выступает за сохранение архитектуры прошлых эпох. Они объединяются как в местные сообщества, так и в крупные объединения вроде «Том Сойер Феста», участники которого своими силами занимаются ремонтом старых зданий в трех десятках городов и деревень.

161.RU попытался разобраться, в чем ценность зодчества Ростова-на-Дону для всей страны.

Причина первая: машина времени, доступная для всех

В 1831 году Николай Гоголь написал статью с критикой классицизма как архитектурного стиля. Там он высказал также одну очень важную мысль: «Архитектура — тоже летопись мира. Она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда ничто уже не говорит о погибшем народе».

Старые здания не только сохраняются с течением времени лучше легенд и рукописей, но и рассказывают о своей эпохе, людях тех времен, их жизни, идеалах и взглядах на мир гораздо объемнее и нагляднее, чем любой другой вид искусства.

Возьмем советский авангард. Ценность картин супрематистов (того же «Черного квадрата» Малевича) непонятна без приличного уровня знаний. Но чтобы понять то время, достаточно посмотреть на архитектуру авангарда — пройти по Большой Садовой и оказаться возле театра имени Максима Горького.

Театр драмы имени Максима Горького отражает дух времени своей монументальностью

Первая ассоциация после нескольких кварталов дореволюционных зданий — строка из «Интернационала»: «Мы наш, мы новый мир построим!». Стремление зодчих 1920-х годов позабыть все «старые» стили, как пережиток прошлого, и создать нечто совершенно иное привело к появлению новаторского направления.

Фактически впервые в истории архитектуры в таких массовых объемах потеряли свое значение лепнина и декор. Во главу угла встали рациональность, практичность и осознание того, что голые стены, формы и объемы зданий — тоже художественное средство.

Другая черта эпохи — монументальность. Театр Горького строился во времена разворота политики партии к архитектуре. Тогда в моду вошли колонны, портики и цитаты из Древней Греции и Рима. Но из-за удачно найденного образа, создания нового облика города со стороны Дона и объединения Ростова с Нахичеванью с помощью здания и парка возле него проект воплотили практически без изменений.

В «Интернационале» есть и другая строчка — «Весь мир насилья мы разрушим до основанья». Но к старым купеческим домам она применялась скорее в переносном, а не в буквальном смысле. Из этого вытекает первая особенность, из-за которой они так ценны.

По архитектуре можно проследить развитие Ростова практически от самого начала его пути и до города с населением более миллиона человек. И каждое из старых зданий — прямая физическая связь с историей и культурой страны и наших предков.

Причина вторая: безмолвные свидетели

Старые ростовские дома — очевидцы множества событий, которые здесь происходили. Что-то оказалось важно для истории самого города, а что-то прогремело на всю страну и даже за рубежом.

На перекрестке Шаумяна и Семашко стоит двухэтажный дом, в котором еще до революции жил Григорий Шилтян. Он эмигрировал из Ростова в 19 лет во время гражданской войны. Вскоре Шилтян стал известным художником, работал по заказу Ватикана, писал для церквей Италии и был знаком с Шолоховым, который остался впечатлен его мастерством.

Парадная доходного дома братьев Шилтовых, где жил будущий художник

А в подвале одного из зданий по Большой Садовой когда-то в 1920 году поставили пьесу Велимира Хлебникова. Причем — единственную, прошедшую при жизни самого автора. В представлении участвовала «Театральная мастерская». Одним из ее актеров числился Евгений Шварц — будущий автор сказок «Обыкновенное чудо», «Дракон» и множества других.

Исторические события отражались на зданиях и более явно. Например, эхо двух оккупаций города во время Второй мировой — шрамы и отметины от пуль и снарядов, немецкие надписи, стены, которые восстанавливали после бомбежек.

Следы от пуль и осколков времен Великой Отечественной на фасаде здания на улице Станиславского

Это лишь малая часть того, что происходило на ростовских улицах. Из-за особого положения Ростова, которое в XIX веке способствовало его взрывному развитию, в городскую ткань оказались вплетены судьбы множества совершенно различных лиц — от искусствоведов и архитекторов до журналистов и лидеров Белого движения.

Старые особняки и доходные дома — безмолвные свидетели тех времен. Но то, сколько их сохранилось в городе на сегодня, сильно выделяет Ростов среди других.

Причина третья: количество

Старый фонд — ресурс конечный. Он может только уменьшаться, ведь так уже не строят и строить не будут. Всего 4% жилых зданий по всей стране построены до революции. В Ростове же каждый четвертый дом появился до 1920 года.

Распределен при этом старый фонд очень неравномерно. Среди 17 крупнейших городов России только в шести больше тысячи дореволюционных зданий, в которых сейчас живут люди. Ростов в этом списке на третьем месте после Санкт-Петербурга и Самары. Он обгоняет Саратов, Краснодар и даже Москву. В нашем городе до сих пор стоит 2017 таких домов.

Перекресток Чехова и Нефтегорской. Прогресс подкрался к историческим постройкам

На деле старых домов, конечно, больше. Данные по этим зданиям взяты с «Реформы ЖКХ». А там не учитываются дома, в которых не живут люди — банки, университеты, административные и торговые учреждения, магазины.

С учетом этого старых зданий в Москве больше, чем в Ростове. Тогда наш город занимает четвертое место по количеству сохранившейся исторической застройки во всей стране. И это одна из главных особенностей архитектуры Ростова, из которой вытекают все остальные.

Причина четвертая: кирпичи

Старые здания по всей России в чем-то похожи друг на друга. Но в каждой местности у них есть свои уникальные черты, которых нет в других городах. Так, в Самаре до сих пор сохраняется множество деревянных домов с резными наличниками. А в Саратове в бывших парадных остались огромные и обильно украшенные чугунные лестницы.

На этом фоне самобытность ростовской архитектуры не так сильно заметна с первого взгляда. Но она так же сильно впечатана в облик города. И это — кирпичные фасады зданий.

До революции штукатурку в городе использовали не так часто. Она дороже, быстро загрязняется, ее нужно чаще ремонтировать. Другое дело — кирпичи. В XIX столетии к архитекторам постепенно приходило осознание того, что строительные материалы тоже можно использовать как художественное средство, которое придавало внешнему виду зданий выразительность.

Дом Россолимо на перекрестке Газетного и Донской. На фасадах здания видна кладка из двух оттенков кирпичей

В Российской Империи кирпичный стиль стал появляться во второй половине XIX века. В Ростове так строили уже в 1850-х годах. Причем со своими, местными особенностями, которых в других городах страны не было.

Одна из таких особенностей — вариант кладки, когда в стены укладывали кирпичи разных оттенков. Более красные и более бежевые. Примеры такой технологии можно найти на множестве построек — от Парамоновских складов до жилых особняков.

Количество зданий с кирпичными фасадами в Ростове огромно. Столько нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге.

Парамоновские склады. В левой части фото видна та самая кладка из кирпичей двух цветов

Причина пятая: двери

Еще одна ценная деталь архитектуры Ростова — старые деревянные двери. По подсчетам 161.RU, в городе их осталось от полутора до двух сотен.

Для примера, в инстаграм-аккаунте oldoorspb за два года появилось всего 158 публикаций с дверьми Санкт-Петербурга. Там не только существующие сейчас, но и уже частично или полностью утраченные, и те, что находятся в парадных, и даже ворота. А в Петербурге старых зданий в несколько раз больше, чем в Ростове. Похожая ситуация и в других крупных городах.

Старая дверь и козырек с инициалами владельца на Ульяновской

При этом ростовские двери умудрились не только пережить события XX века, от революции и до девяностых и выстоять во время серьезных боев за город в период Великой Отечественной войны. За ними до сих пор скрыто множество деталей прошлого.

Причина шестая: парадные

При слове «парадная» в голове обычно всплывают интерьеры старых домов Санкт-Петербурга. Но парадные есть не только в культурной столице России, а в любом городе, где осталась историческая застройка. Этим термином раньше обозначали главные входы в здания, в отличие от черных лестниц.

До сих пор в большей части старых ростовских зданий можно найти оригинальные интерьеры. Самое известное такое место — парадная художников в бывшем доходном доме Адлера на Пушкинской.

Парадная доходного дома Адлера. Одно из любимейших мест для фотосессий

Но и в других зданиях есть вещи, способные удивить: чугунные и мраморные лестницы, лепнина, оригинальные двери, даже камины. Есть и росписи, хотя чаще всего они скрыты слоями краски.

Бывший особняк Магдесиева в Нахичевани. В советское время зодчие отказались от лепнины, но позволили ей дожить до наших дней

Причина седьмая: планировка и исторические районы

В 1928 году Нахичевань перестала существовать как отдельный населенный пункт и вошла в состав Ростова. В итоге теперь в одном городе существует сразу два исторических центра с совершенно разными типами застройки.

Ростов активно развивался в конце XIX века. Каждый год здесь стабильно оставалось жить все больше и больше людей. При этом им надо было где-то жить и арендовать квартиры. Поэтому в городе к началу XX века развернулась настоящая строительная горячка. Дома здесь достигают четырех-пяти этажей в высоту и стоят вплотную друг к другу.

В Нахичевани все ровно наоборот. Армяне старались сохранить свой город тихим и спокойным. Поэтому жили в нем, а делами занимались в Ростове. На большей части улиц нынешнего Пролетарского района стоят старые особняки в один или два этажа.

Особняк в Нахичевани. Армяне предпочитали постройки максимум в два этажа

Таким образом в Ростове сейчас сразу два разных и сформировавшихся исторических центра — среди нынешних крупных городов России случай исключительный.

Но помимо этого, в советское время к Ростову присоединяли станицы — ту же Гниловскую. На ее склонах до сих пор сохраняются здания, типичные для казачьих поселений. И это уже не говоря о нелегальных поселениях, которые появились до революции, или районах, которые появились в советское время.

Неосознанная ценность

Есть еще одна причина, которую можно назвать общей для тех поселений России, где сохранилась историческая застройка. Именно старые здания делают города уникальными и отличными друг от друга. Особенно, когда их осталось много.

Особняка Куксы на улице Станиславского. Так оформляли фасады до революции

Такое количество дореволюционных домов, как в Ростове, есть всего в нескольких крупных городах страны. В других местах историческая застройка уничтожена в советское или уже наше время.

Из-за этого весь центр Ростова — настоящий музей, который пережил многое за свое время. Здесь в буквальном смысле можно прикоснуться к городу купеческому, городу революционному, культурному, оккупированному и освобожденному, послевоенному и современному.

И хотя старые здания далеко не всегда находятся в хорошем состоянии, из такого положения их можно вывести — отремонтировать или реконструировать. Если же такой дом сносят, то вместе с ним уходит и часть истории города.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем