СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости
Перейти к публикации

39 комментариев к публикации В Танаисе нашли древнегреческого чемпиона с золотым венком на голове

Неистовый
5 сент 2013 в 14:47

Вероятно находка приурочена к предстоящей Олимпиаде в Сочи?!

Местный
5 сент 2013 в 15:49

А раскапывал Путин, поди? После амфоры сам бог велел....

С.М. Ильяшенко
5 сент 2013 в 15:25

Уважаемые господа! Информация несколько преувеличена. Скребок (стригель), венок и флакон, действительно, нашли. Но погребальные венки из золотых листьев периодически встречаются в древних могилах (в т.ч. и Танаиса). Это не такая уж редкость. Они могут подчеркивать социальный статус погребенного. Кроме того, золотыми венками награждали не только за победу в спортивных состязаниях, но и за заслуги перед городом. Флаконы керамические и стеклянные (или их обломки) для масла или ароматических веществ также попадаются в погребениях достаточно часто. Редкая находка для нас - стригель. Но и он лишь говорит о том, что человек следил, ухаживал за собой, соскребая грязь с тела вместе с маслом. Мыла тогда еще не было. Находки могут быть свидетельством того, что жители были близки античной цивилизации. Греки (и римляне), как известно, любили спорт ("В здоровом теле - здоровый дух"). Вполне вероятно, и в Танаисе было не мало атлетов. НО нельзя же при каждой находке куска мыла или зубной щетки делать вывод о том, что их владелец был победителем конкурса красоты. Когда мы найдем реальные свидетельства спортивных агонов (останки победителей в них) - не утаим. С уважением, С.М. Ильяшенко, зам директора музея-заповедника "Танаис" , к. и. н.

Сергей Ильяшенко
5 сент 2013 в 20:50

...А рядом с холодным оружием лежали в мешочке стригель и большой точильный брусок (мастерство оттачивать). Там еще щит был, но это уже не так важно. Из всего перечисленного В.Ф. Чесноком я не припоминаю только песка. Может быть, именно он является главным признаком победителя и спортсмена? Есть еще одна пикантная деталь. Погребальная конструкция (катакомба), в которой все и находилось свидетельствует, скорее всего, о том, что наш "чемпион" был по происхождению и вере достаточно диким варваром, сарматом, например (правда, элитным). Эти товарищи любили подобные конструкции могил и похожий инвентарь во второй половине 2-го века нашей эры и в первой половине 3-го века. Их с этого времени в Танаисе стало достаточно много. Но я не исключаю, что стригель он мог отнять (или купить) у грека, который был олимпийским чемпионом. За что и поплатился. Как Вам версия? Давайте не будем делать сенсацию из песка.
Искренне Ваш, Сергей Ильяшенко.

Гость
5 сент 2013 в 21:40

да этот человек там с прошлого дня рождения Пушкина просто отдыхает)))

Гость
6 сент 2013 в 09:14

Гипотезы, гипотезы.. А что будет когда потомки могилы "цыганских баронов" начнут раскапывать?

Блатной
6 сент 2013 в 13:19

А рыжье куда дели? В ломбард и бабки пробухали?

Гость
5 сент 2013 в 14:39

"Вот оно, доказательство того, что на территории Ростовской области проводились соревнования, подобные Олимпийским" он мог и за границей победить.

Чеснок В.Ф.
12 сент 2013 в 12:48

Олимпионик , друзья, самый настоящий! Стригил с самого раннего времени стал своеобразным символом атлета (вспомните - "Апоксиоменоса" Лисиппа,множество изображений атлетов со стригилями на античных вазах....На Боспоре, как во всем античном мире стригили изображались на надгробных памятниках подчеркивая спортивные заслуги.Не был он и "диким варваром" , задолго до времени погребения нашего олимпионика античные авторы выделяли своеобразный этнос Танаиса и его округи, называя - танаиты.По надписям на стелах, найденных в Танаисе ,мы знаем десятки имен гимнасиархов - воспитателей юношества на палестрах....Конечно, со временем археологи найдут и каталог победителей....Такой был найден в Горгиппии - около 300 имен "победителей крепостью тела" и "в честь Гермеса"...Жаль, конечно, что двое немолодых уже сотрудников заповедника не нашли в музее достойной площадки для научного спора...Может быть потому что на площади легче превратить факты в фарс... но это уже вопрос профессиональной этики

Гость
18 сент 2013 в 17:20

Чеснок - тот ещё фрукт! Однажды он в интервью телевидению ляпнул: "Мы здесь работаем с лопатой в одной руке и с Геродотом - в другой". Это при том, что Геродот ни полслова не написал о Танаисе, ибо умер лет эдак за 150-200 до его основания. Ну, а то, что он сует горгиппийский агонистический каталог во все подряд исследования античной культуры на территории Юга России - Зевс ему судья.

Надежда Суворова
8 сент 2013 в 14:11

Любая гипотеза имеет право на жизнь.

Эмиль
17 сент 2013 в 18:46

В свете открытий господина Чеснока относительно победителя чемпионата Танаиса по Анонимным играм (аналогу Олимпийских, Немейских и Панафинейских), предлагаю ещё одну сенсационную гипотезу, производную из гипотезы упомянутого учёного. Предлагаю всему археологическому сообществу пересмотреть устоявшееся (а потому косное и отжившее) представление о принадлежности погребений катакомбного типа II века н.э. поздним сарматам (точнее - носителям шиповской или сусловской археологической культуры). И считать этот тип погребений характерным для захоронений античных спортсменов. А обнаруженные в них скелеты, в зависимости от состава погребального инвентаря - скелетами чемпионов в том или ином виде спорта. Да здравствует новая археология!

Румяный критик
17 сент 2013 в 18:25

Автор заметки пишет: "Атрибуты триумфатора – на лицо." Оставляя в стороне вопрос о правильности написания наречия "налицо", обращу внимание просвещённого журналиста на слово "триумфатор". Применительно к античной истории это слово имеет только одно значение: человек, удостоенный триумфа. Понятие "триумф" появилось в Древнем Риме и обозначало торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Право на триумф предоставлялось полководцу, окончившему войну победой, по решению сената либо, в редких случаях, народного собрания (комиций). Соответственно, триумфаторами именовали полководцев, одержавших победу в той или иной войне. Поэтому употреблять понятие "триумфатор" для обозначения победителя в спортивных состязаниях, в контексте материала на античную тематику, безграмотно и непрофессионально.

Порей
24 сент 2013 в 17:58

А теперь посудите сами - сначала жрец, потом - царский наместник, на свои деньги восстановил городские ворота - чем не кандидат на золотой венок? И главное: "Хофрасм" и "Форгабак" - имена не греческие, а иранские по происхождению. Сарматы, как известно, были ираноязычными. Обнаруженный в Танаисе "чемпион" был погребен в позднесарматской катакомбе, время бытования которой (2 половина II - 1 половина III вв. н.э.) соответствует времени жизни и свершений Хофрасма. Значит, и погребалный обряд был сарматским. Ну, а предметы греческого быта - не новинка в погребениях варварской знати. Образ жизни знатные варвары вели вполне греческий, старались подражать культурной нации. И памятники после себя оставляли синкретичные в культурном отношении. Взять хотя бы известную "резиденцию Хрисалиска" на Тамани, раскопанную Сокольским еще в 1970-х. Да и в некрополе Танаиса такого материала хватает.
И не надо выдумывать никаких спортсменов - Хофрасм, сын Форгабака, вполне годный претендент на этот скелет в золотом венке.

Порей
24 сент 2013 в 17:56

А я полагаю, что в этой могиле был найден скелет известного Хофрасма, сына Форгабака, который известен по нескольким надписям первой половины III в. н.э. В одной из них прямо говорится: "Я, Хофрасм, сын Форгабака, пресбевт царя Ининфимея, поправив на собственные средства ворота, восстановил их для города и купцов трудами архитектора Аврелия Антонина..." (КБН, № 1252). За такие заслуги, как восстановление городских ворот на свои деньги, запросто могли наградить золотым венком. К тому же Хофрасм занимал и высокий пост пресбевта (наместника) царя Ининфимея, о чем говорится еще и в надписи КБН № 1250. Значит, он имел весьма знатное происхождение, что вполне соответствует богатому инвентарю погребения "чемпиона".
Золотой венок ему мог достаться и от товарищей по религиозному объединению, которое он возглавлял. В надписях КБН №№ 1278 и 1279 упоминается Хофрасм, сын Форгабака в роли "жреца синода", поклонявшегося "Богу величайшему" - первому анонимусу сверхъестественного происхождения. Причем эти надписи относятся к 220 и 225 годам н.э., а правление Ининфимея на Боспоре - к 234-240 гг. н.э. Значит, это был один и тот же Хофрасм, сын Форгабака.

О полемике
6 сент 2013 в 00:05

Великим археологам:
хватит высмеивать своих!
Позитивная версия все равно лучше - т.к. красивее, изящнее и, главное, полезнее для развития Танаиса.
А брюзжание отдельных корифеев для большинства людей - это просто брюзжание.
Да и опровержения новости в сети обычно имееют значительно меньший рейтинг, чем сама новость.
Такова жизнь.
Поэтому популяризация - популяризаторам, а исследования ученым.
И никак им не прийти к согласию.