Город Девятый день мая

Девятый день мая

В этом году я остался на 9 мая в Ростове. Впервые за много лет… Нет, не подумайте, всей душой люблю День Победы, но мне не нравится встречать Великий праздник в донской столице. Для моей семьи это очень личное торжество. Деды прошли всю войну, много родных навсегда остались в замороженном, блокадном Ленинграде, и девятый день мая у нас за столом наполнен рассказами о подвигах дедов на полях сражений. Мы достаем их боевые награды, смотрим фотографии военных лет. Но как сочетать историю моей семьи, наши слезы и нашу радость с тем, что происходит в этот день на улицах Ростова? Еще в прошлом году это было невозможно. Парад на Театральной площади с его вечными чиновниками на трибунах, с тройным кольцом полицейского оцепления, с выпившей непонятной молодежью, называющей ветеранов «Вовками» – этот праздник отмечался по каким-то своим, «чисто ростовским» правилам, а я на 9-е уезжал в Севастополь.

Парад 9 мая в Севастополе

Там, в морском городе-герое, я с детьми участвовал в параде, где неизменно шел в колонне моряков Черноморского флота. Когда дед был еще жив, на 9-е мая он вставал в строй моряков-черноморцев, и я шагал рядом с ним. Плечом к плечу в колонне шли его однополчане, защитники Севастополя. Сейчас, когда уже нет деда, когда ушли его фронтовые друзья, их место заняли мы, родственники этих великих людей. Те, кто помнит о своих ветеранах, идут в Праздничной колонне моряков Черноморского флота каждое 9-е мая. Идут в одном строю потомки героев, которые защищали и освобождали Севастополь. Несут портреты своих отцов, дедов, прадедов. Несут в руках кителя с их боевыми наградами. Вместе с этими людьми иду я и понимаю, что Севастополь – это то место, где мой праздник Победы соединяется с Всеобщим днем Победителя.

Колонна наследников героев-черноморцев несет в руках изображения дедов

Уверен, что в таких городах, как Севастополь, праздник 9 мая не умрет никогда! Как никогда не утихнут волны Черного моря, с шипением хлещущие на скалы мыса Херсонес (что под Севастополем), на котором и сейчас стоит обильно политая кровью наших предков 35-я береговая Батарея.

В этом году в Севастополь я не поехал. Потому что в Ростове был сформирован Бессмертный полк и, стало быть, День Победы в донской столице наконец начал наполняться смыслом и вполне понятным для меня содержанием.

Мы, поисковики объединения «Миус-Фронт», стали одними из организаторов Бессмертного полка, и нам предстояло возглавить его колонну. С собой решено было взять фотографии тех героев, которых мы вернули из небытия. Ребята несли портрет снайпера Василия Меркулова, уничтожившего более 100-гитлеровцев и погибшего в боях на Миусе. Мы нашли его несколько лет назад. Почти 70 лет он числился пропавшим без вести. Рядом изображения ст. лейтенанта Конькова – он погиб, освобождая Ростов в феврале 43-го, и так же считался без вести исчезнувшим. Теперь он в строю Бессмертного полка…

С семи утра 9 мая у гостиницы «ДонПлаза» («Интурист») мы, одев красные жилеты Бессмертного полка, начали встречать однополчан. Люди с фотографиями героев были видны издалека. Изображения своих отцов, дедов, прадедов несли как-то особенно бережно, словно икону. В людях с портретами чувствовалась какая-то особенная торжественность. Сразу было видно – в руках они несут особую святыню, семейную реликвию, частицу своей истории, кусочек памяти.

На глазах наш взвод пополнялся людьми разных возрастов, национальностей, профессий, превратившись в роту, две роты, батальон… Пришло время строиться, и на Садовой действительно встал полк. Бессмертный полк.

В девять часов колонна начала свой марш в сторону Театральной площади. Впереди шли те, кто привел с собой, принес на руках совсем маленьких детишек. И каждая семья несла с собой изображение своего героя. Среди них – и пехотинцы, и танкисты, и артиллеристы, и летчики. Все те, кто не дожил до сего дня, шли в едином строю. Их несли на руках, прижимали к груди, как тогда, в мае 45-го. Полк пел песни: «Страну огромную», «Катюшу» – и в людях чувствовалась Сила, которая всех нас объединяет, делает всех нас людьми.

А внутри шеренг полка ощущалась радостная атмосфера победного 45-го.

Как только колонна Бессмертного полка появилась на Театральной площади, ветераны войны начали вставать со своих мест на трибунах, издалека приветствуя однополчан. С самого начала Совет ветеранов Ростова поддерживал и помогал организовать акцию Бессмертного…

Но сотрудники полиции не так обрадовались появлению большого числа людей с портретами в руках. «Откуда вас столько вылезло?» – комментировал происходящее капитан с лицом сильно пьющего человека. Полиция достаточно жёстко отправляла всех участников Бессмертного полка на специально отведенное на площади место. Правда, пространство это оказалось по большей части уже занято представителями молодежных общественных организаций города. И пожилые ростовчане и школьники с портретами прадедов оказались за мокрыми спинами молодежных активистов. Кто-то подвинулся, пропустив детвору вперед… Впереди удалось поставить и наш транспарант с надписью «Бессмертный полк». Вот только полиция и здесь не унималась. Исполненный собственной значимости целый полковник начал настоящую войну с детишками, которые пытались смотреть парад в первой линии. Ну очень хотелось полковнику подравнять детвору в одну ровную линию. Очень злился он, когда кто то из детей на корточках пересекал некую невидимую черту. От полиции досталось даже дочери Алексея Береста, того самого офицера, который водрузил знамя победы над Рейхстагом. Она несла в руках портрет отца и тоже своей нерасторопностью вызвала недовольство полицейских. Кстати, было обидно, что в не очень понятном выступлении перед началом парада имя Алексея Береста даже не прозвучало. А ведь этот человек – гордость донской столицы.

По Театральной площади прошли, чеканя шаг, представители всех родов войск, шли курсанты, кадеты, девушки-барабанщицы в коротеньких юбках. Их сменяла грозная современная военная техника. Командующий разъезжал на сияющем кабриолете. А всем нам, рядовым Бессмертного полка, так хотелось пронести портреты своих героев мимо трибун с живыми ветеранами. Хотелось показать всем, что День Победы – бессмертен, как бессмертны ветераны, победившие фашизм.

По окончании парада, мы вновь построили колонну и дружно отправились к кинотеатру «Ростов», для свободного общения. Традиционно на площадке у кинотеатра наш народный «Донской военно-исторический музей» совместно с участниками военно-исторических клубов демонстрируют форму, вооружение и технику времен Великой Отечественной, кормят там ростовчан настоящей солдатской кашей. Словом, лучшего места для встречи и общения однополчан было не найти.

По пути нашу колонну обогнал уже знакомый сияющий кабриолет командующего. На заднем сиденье машины хохотали три полураздетые женщины с крашеными волосами. Что они делали в генеральской машине? Остается только догадываться. Затем показались автобусы городских маршрутов. Первый автобус номер 95 – на Темерник, за ним пыльный, зеленого цвета – на Чкаловский. Оказалось, что в автобусах везут ветеранов. За расцарапанными окнами мы увидели лица пожилых героев войны. Радостные лица и глаза, полные слез…

А мне почему-то стало нестерпимо стыдно перед ветеранами, стыдно перед теми героями, чьи портреты были у нас в руках…. Стыдно за то, что не прошли в строю по площади, стыдно за «Откуда вас столько вылезло», стыдно за «важного полковника», за хохочущих девиц и пыльные душные автобусы для ветеранов.

Но я уверен – это временно, это пройдет. И уже в следующем году наш Бессмертный полк станет Бессмертной дивизией, армией, фронтом. Изменится отношение к рядовым Бессмертного полка, изменится отношение к празднику. Неизменным останется только одно – День Победы, Девятый день мая…

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем